Вопрос. Ознакомился с материалами по обету трезвости. Не убедительно.
Ведь сын не дает обет своему отцу или матери, что будет о них заботится. Он просто должен выполнять заповеди. И это естественно. Так и с обетом трезвости. Не надо давать давать поспешные обещания, а надо просто трезвиться.
Ответ. Вы совершенно правы в той части своего рассуждения, где утверждаете о нецелесообразности давать обеты о заботе по уходу за своими родителями. Мы просто должны выполнять заповеди и это естественно. Ах как я с вами согласен. По тому как уже есть заповедь она не обсуждается. Мы, например, не даём обет, чтобы дышать, оправлять естественные надобности и прочее, но совсем не так с обетом трезвости. Нет такой заповеди, чтобы не употреблять алкогольных напитков, табака или наркотиков. Поэтому, человек добровольно принимает на себя как заповедь не принимать ни первого, ни второго, ни третьего. А если следовать вашим взглядам, нужно отменить присяги в армии, да и вообще везде, в монастырях и в загсах. Отменить в принципе как не нужное, ведь можно и так просто служить. По моему проповедь на эту тему была самой удачной из всех проповедей, которые мне пришлось когда либо слушать.
Вопрос. Прошу вас помочь мне в трудной ситуации, в которой я оказался. А именно, еще не давно я был пьяницей и лоставлял своим домашним много неприятностей. Моя семья мечтала, чтобы я стал другим человеком... Случилось чудо... Я перестал пить, перестал пить совсем. Мои родные были счастливы. Но не долго... Затем случилось еще одно "чудо". Оказалось, что абсолютно трезвым я им тоже не нужен. Скучно, сранно, не как все. Семья хочет меня видеть человек культурно пьющим. Пьяница-плохо и трезвенник, тоже плохо.Как найти компромисс?
Ответ. Вражда домашних к желающему вести добродетельную жизнь – только один из вариантов развития событий, наиболее тяжелый. Но далеко не последний. «Враги человеку домашние его» - это не приговор, а новые условия, в которых оказываются все: и поборник добородетели, и члены его семьи. По свидетельству Евангелия, подтвержденному многочисленными опытами христианской жизни, в т.ч. и в жизни семей из нашей общины, возможны и другие варианты развития событий. Так, по примеру стражника крестились все его домочадцы, по примеру Лидии крестились все ее домашние (Деян.16:33; 16:15), по свидетельству самарянки уверовали жители селения: «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Иоан.4:39). Почему в указанных случаях домашние не стали врагами? Потому что сила свидетельства стражника, Лидии, самарянки оказалась сильнее предубеждений их домашних. В этом-то и есть одна из главнейших задач христианина: свидетельство о Христе, миссионерское служение. В вашем случае передний край трезвенной миссии оказался там, где должен быть глубокий тыл. Как достичь силы свидетельства в вашем случае? Не знаю. Знаю, что это вам откроет Господь, потому что ваших домашних никто не знает лучше, чем вы. С Божией помощью вы найдете нужные слова, аргументы, условия и проч. Но какие бы формы и способы свидетельства о трезвой жизни вы не использовали с учетом взглядов, темперамента, комплексов, привычек ваших домашних, все они основываются на одном фундаменте: «…расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Мр.5,19). Трезвая жизнь по-Евангелию – это радость неоскудевающая. Именно дающий обет трезвости ради Бога в наибольшей степени имеет возможность ощутить радость христианской жизни, не зависящую от внешних искусственных возбудителей. А так как трезвая жизнь не только радостна, но и целительна сама по себе, то здоровье – это дополнительный подарок, приятный побочный эффект трезвости, что тоже является значимым фактором для людей мира сего. Помоги вам Бог в деле трезвой христианской миссии!
Вопрос. Я слышала, что чуриковцы не причащаются, против винопития….. ждут когда причастия будет не из вина, аиз клюквы, это действительно так?
Ответ. Это, смотря, о каких чуриковцах идет речь. Если о вырицкой общине чуриковцев, то это действительно так. А если об общине чуриковцев при Федоровском соборе, то это - полная чушь. В этом «слухе» действительно дар Божий смешивается с яичницей. Вообще, Жанна, ваш вопрос – очередное подтверждение слов Апостола Павла: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но… от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4,3-4). Если вы или еще кто-то хочет пополнить коллекцию слухов – рекомендую посетить общину чуриковцев в Вырице. Там вы сможете познакомиться с наиболее полным собранием фольклора на эту и другие темы.
Вопрос. Скажите, если человек страдает алкоголизмом на протяжении 6-7 лет, это диагноз на всю жизнь? Обязательно ли очередное кодирование, либо есть шанс что он когда-нибудь превратится в полноценного человека? Т. е. существуют ли на практике случаи, когда бывший алкоголик становился нормальным человеком, который смог бы, как и все остальные, выпивать без продолжения?
Ответ. Вы наверно согласитесь, что полноценный или нормальный человек тот, который соответствует норме и не имеет отклонений от нее. Вопрос в том, что считать нормой. Нарколог Г.И.Григорьев как-то привел слова своего пациента, который ему заявил: «я много не пью – не больше бутылки водки в день». Тут, как говорится, у каждого своя норма в меру испорченности. Но с точки зрения Бога нормальным человек был только в раю. Только о тех людях Господь сказал, подытоживая творения в шестой день: «все это хорошо весьма». Вот то райское состояние и является полноценным, нормальным и естественным состоянием человека. После грехопадения прародителей человечество утратило первозданную чистоту, повредилось и находится в состоянии ниже-естественном. Возможность вернуться к райской норме нам предоставлена Христом, который и был в полном смысле этого слова нормальным человеком, эталоном человечности. Поэтому нужно сравнивать себя не с множеством «нормальных», которые могут позволить себе выпивать без продолжения, а с одним единственным, Который дал нам пример и образец нравственного поведения. Алкоголизм тяжкое заболевание, характеризующееся этапами разной степени интенсивности влечения к выпивке. Поэтому не нужно себя тешить надеждой, что через 6-7 лет алкоголизм рассосется и диагноз исчезнет. Увы, это уже не только диагноз, это состояние на всю жизнь. Тот, кто пил запоем, а потом каким-то чудом начал пить, но «без продолжения», похож на человека, у которого после поноса случился запор и поэтому он почувствовал себя здоровым. Состояние изменилось, а болезнь осталась.
Кроме Себя Христос в качестве нормы, на которую можно ориентироваться остальным людям – указал на детей: «если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф.18,3). Поэтому обратитесь, взгляните на малых детей, которые наслаждаются природной трезвостью, радуются и не имеют нужды в искусственных стимуляторах наркотической природы. Шанс у человека, пока он дышит, есть всегда. Только тянуть не надо. Алкоголик от горбатого отличается тем, что у горбатого одно средство для исправления - могила, а у алкоголика два – могила и трезвость. Так что, сделайте правильный выбор.
Вопрос. Зачем нужна трезвость? Идет естественный отбор, алкоголики и наркоманы сами себя уничтожают, а нормальные люди остаются.
Ответ. Затем и нужна трезвость, что алкоголики и наркоманы не вдруг начали себя уничтожать, а дошли до этой жизни утратив трезвость где-то в юности или даже в детстве. И родились они трезвенниками и были бы ими, если бы свою природную трезвость, Богом данную при рождении, хранили и ценили. Что имели не хранили, потерявши - плачут. А вместо того, чтоб пожалеть и помочь некоторые "нормальные" люди говорят: "идет естественный отбор, алкоголики и наркоманы сами себя уничтожают". А "ненормальный" Христос сказал: не "нормальные" здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.