Конференция "Движение "народных трезвенников"
Участниками конференции стали представители духовенства и трезвеннических общин России, историки и краеведы, социальные и медицинские работники, интересующиеся опытом общины трезвости Иоанна Чурикова.
Открывая встречу, настоятель протоиерей Александр Сорокин отметил, что история общества трезвости насчитывает 122 года и во многом повторяет духовную историю России XX века - драматичную, сложную и противоречивую. "Деятельность общества трезвости состояла не просто в проповеди Евангелия, но и касалась сторон жизни человека, связанных с такими сложными страстями, как привязанность к алкоголю. Одно дело, когда звучит молитва в храме, и другое, когда проповедь выходит за его пределы и затрагивает людские души с разными запросами. Здесь важно найти истину, баланс, который помогает людям исцеляться, находить утешение и радость. Надеемся, что конференция поможет просветиться подлинным знанием о том, что есть цели трезвости и какую благую миссию несет общество, основанное Иоанном Чуриковым".
Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму епархиального ОЦБСС протоиерей Максим Плетнев отметил, что при знакомстве с жизнеописанием личности Иоанна Чурикова возникает много вопросов, в том числе о его церковной жизни. "Надеюсь, что конференция станет вехой в соединении трезвеннического движения и Церкви, - сказал он. - Мы совершаем благое дело, поскольку страсти губят человека и низводят до страшного, сатанинского состояния, а победа над страстями есть великое чудо, которое Господь дает людям".
Председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Тихвинской епархии протоиерей Александр Захаров сказал, что его знакомство с православием состоялось благодаря общению с чуриковцами. Ему было тогда двенадцать лет, церковных людей вокруг было немного, да и сама община была малочисленной. Сегодня ее ряды заметно пополнились, в них присутствует духовенство.
Председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизма Выборгской епархии иерей Евфимий Добрянский поделился собственным опытом созидания общины трезвости: вся деятельность должна основываться на Евангелии, потому что оно богодухновенно. Каждый из братьев общества трезвости на своем примере показал, как Евангелие останавливало перед последней чертой тех, кто практически потерял человеческий облик.
Их коллега из Гатчинской епархии иерей Игорь Хлынов сообщил, что, как и протоиерей Александр Захаров, вместе с семьей в 1968 году пришел в общину чуриковцев, а сейчас и его дети придерживаются трезвого образа жизни. "В Евангелии говорится, как ученики Христовы подошли к Нему и сказали, что есть люди, которые с именем Христа делают что-то свое, и надо им запретить. Он ответил: "Кто не против вас, тот за вас". Отношение к Иоанну Чурикову было разное. Но мы будем смотреть на него, исходя из Евангелия", - сказал отец Игорь.
О церковном взгляде на формы и методы трезвеннической деятельности в царской России рассказал руководитель епархиального центра "Трезвость" иерей Игорь Илюшин. Ключевым событием в жизни Иоанна Чурикова стала встреча со святым Иоанном Кронштадтским, после которой он стал проповедовать по Евангелию, но без благословения Церкви. У него появились приверженцы из низших слоев общества. Представители Церкви и власти призывали его прекратить самостоятельную деятельность, присоединиться к государственным или церковным общинам, но он не соглашался. В 1900 году его заключили в монастырскую тюрьму Суздаля. Через три месяца он освободился и продолжил ту же деятельность. В 1912 году Иоанн Чуриков был отлучен от Причастия митрополитом Владимиром (Богоявленским). Отлучение до сих пор не снято. Необходимо объективно подойти к жизнедеятельности Иоанна Чурикова и в первую очередь решить вопрос о его реабилитации.
Доклад студента 2-го курса СПбДА Сергея Паламодова был посвящен формированию религиозных убеждений Иоанна Чурикова. Он вырос в среде беседников (представителей религиозного движения, в основе которого лежит чтение и разъяснение (беседа) Священного Писания среди благочестивых мирян) и адаптировал их мировоззрение для трезвенников. Он в основном читал Библию и жития святых. Кроме того, на него сильно повлияли встречи с праведным Иоанном Кронштадтским - идеалом святости, образцом молитвенника, пастыря и христианина.
О взаимоотношениях духовных властей и Иоанна Чурикова в 1907-1911 годах рассказала главный специалист РГИА Наталья Зарембо. Современники отмечали глубокий ум Чурикова и его способность влиять на людей. Длинные очереди из желавших побеседовать с ним выстраивались с восьми утра. Публикации в газетах были разноречивыми: его то объявляли подвижником, то обвиняли в сектантстве.
Сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника Юрий Прибылов рассказал об арестантском отделении Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря во время заключения Иоанна Чурикова. Об отношениях "Московских братцев" к Русской Православной Церкви в начале XX века рассказал бакалавр богословия Сергей Шинкевич. Также прозвучал доклад главного специалиста РГИА Владимира Берсенева о церковной полемике вокруг личности и деятельности Чурикова. О развитии общества трезвости с 1929 года до наших дней рассказал нынешний его председатель Петр Плотников.
В перерыве между докладами исполнялись гимны и песнопения, посвященные трезвости. В рамках конференции была открыта выставка "Народные трезвенники": от Самары ХIX века до Петербурга XXI века", охватывающая период в 120 лет, начиная с первых регулярных бесед братца Иоанна в 1894 году.
Уникальность общества, основанного Иоанном Чуриковым (1861-1933) в том, что оно не прекращает деятельности на протяжении 122 лет: и в царской России, и в годы большевистских гонений и репрессий, и в наши дни. Общество до сих пор хранит традиции приобщения к слову Божию, посту и молитве.
ИА "Вода живая",
30.01.16